Вадим Вахрушин: "Последние сделки на московском рынке свидетельствуют о том, что компаниям интересна именно клиентская база, а не выстроенная инфраструктура"

Мария Петрова

© ComNews
23.05.2012

Московский оператор "Авиател", предоставляющий услуги по передаче телевизионных каналов и их агрегации, начинал бизнес, организуя связь служб "Аэрофлота". О планах компании, ее участии в Клубе операторов Москвы ("Клуб-Ком") и перспективах альтернативных столичных операторов с репортером ComNews побеседовал генеральный директор "Авиател" Вадим Вахрушин.

- Каковы финансовые показатели компании за последний год?

- Мы не раскрываем показателей. Могу только сказать, что рост оборота компании запланирован на 60% в год, и это консервативный показатель. Акционеры компании поставили задачу увеличить оборот в три раза за три года, начиная с 2012 года.

- Кто ваши клиенты?

- Если говорить об операторах связи, то это домашние сети, небольшие и средние операторы, которые работают в Москве. Например, интернет-провайдер "Комплат", предоставляющий услуги на базе технологий домашних сетей (Ethernet), телефонный провайдер Unittel, оператор точки обмена между домовыми сетями iHome и еще несколько провайдеров. С остальными мы ведем переговоры.

Если говорить о корпоративных клиентах, то исторически мы оказываем услуги для наземных служб "Аэрофлота" – отсюда, кстати, пошло и название компании. У нас есть крупные клиенты в 20 бизнес-центрах Москвы. Один из клиентов – это крупная розничная сеть, которая занимается продажей отделочных материалов.

- Вы предоставляете услуги только компаниям?

- Частные клиенты у компании есть, но это не основной бизнес, так как для массовой работы с физическими лицами нужны дополнительные сотрудники и другие настройки бизнес-процессов и биллинга. Мы предпочитаем работать через партнеров. Например, недавно "Авиател" подключил жилой комплекс и привлек партнера, который предоставляет услуги частным клиентам, а мы в том же комплексе - юридическим лицам.

- Какие услуги телевидения вы предоставляете?

- Мы агрегируем сигнал IP-телевидения для операторов, которые затем предоставляют услугу конечным абонентам. Для услуг IPTV у нас есть канал связи до трассы М9 и выделенный коммутатор с гигабитными портами. Если оператор хочет получить услугу IPTV, он занимает отдельный порт в коммутаторе и получает телевизионный сигнал в формате мультикаст. На нашей платформе установлена сертифицированная западная система закрытия и используется оригинальное программное обеспечение (ПО), так называемое middleware - ПО для управления комплексом цифрового ТВ. Middleware определяет набор услуг, доступный абоненту, пользовательский интерфейс, логику переходов и алгоритм управления. Это ПО позволяет обозначить на экране телевизора выбор каналов. В результате оператору платного ТВ не нужно создавать свою систему телевидения, он берет готовую платформу у нас и предоставляет услугу абонентам.

В услугах IPTV для операторов у нас мало конкурентов - только компании "Наука-Связь" и ЗАО "Медиа Альянс", остальные операторы делают IPTV, в основном, для себя.

- Есть ли планы по созданию не только каналов связи, но и контента?

- Пока компания только предоставляет услуги связи по передаче существующих телевизионных каналов и их агрегацию: мы собираем для операторов каналы в единый пакет. Что касается контента, мы часто получаем от клиентов и партнеров такие запросы. Хочу отметить, что технологии изменились: если раньше, чтобы предоставлять услуги вещания, требовалась либо емкость на спутнике, либо эфирная "кнопка", то сейчас уже созрели интернет-технологии, которые делают вещание экономически более выгодным. Полоса пропускания канала в 10 Мбит сейчас стоит гораздо дешевле, чем спутниковая емкость, и цена на доставку контента благодаря этому значительно упала.

Производство же контента по-прежнему базируется на старых технологиях. Мы активно обсуждаем возможность снизить стоимость создания программ, используя новые технологии съемки и монтажа. Предполагаю, что в недалеком будущем это удастся, и производство контента станет более экономичными, что позволит сразу увеличить число новых телевизионных каналов в разы. Это, правда, не касается новостных программ, где стоимость работы операторских бригад по-прежнему будет высокой.

- Какая у вас емкость сети?

- Наша сеть покрывает основные магистрали Москвы. Это три оптоволоконных ветки: одна идет на север по Ленинградскому шоссе, другая - от Марьиной рощи через М10 до М9 и дальше на юг почти до Сколково, еще одна ветка - через Красные Ворота на восток до Новогиреево. Мы не ставим перед собой задачи покрыть всю Москву оптикой, потому что это уже сделали до нас другие компании. Если мы не можем "добраться" с услугами до абонента по своей сети, то мы арендуем либо оптоволоконные жилы, либо каналы связи. Что касается Интернета, то емкость внешних каналов составляет около 40 Гбит/c. Телефонная емкость – 30 тыс. номеров в коде 499, и немного в коде 495, который уже не так актуален. В сегменте IPTV мы агрегируем более120 каналов.

- Планируете ли вы экспансию в Подмосковье?

- В Подмосковье "Авиател" уже работает и планирует развиваться в этом направлении. Это интересный, перспективный рынок. Особенное внимание уделяется коттеджным поселкам с точки зрения предоставления услуг телевидения. Мы совершенствуем технологию, с помощью которой можем до них добраться, – частично по оптике, частично по радиоканалам.

Что касается остальных регионов, то "Авиател" активно расширяет присутствие в Петербурге, где недавно открылся офис в центре города, на проспекте Бакунина, а по другим регионам работаем с федеральными операторами, например с "ТрансТелеКомом" (ТТК). Сейчас мы подключаем операторов к Интернету в других регионах на выгодных условиях, используя мощности ТТК. Эта компания активно сотрудничает с теми, кто готов приводить новых клиентов.

- Вы были одним из инициаторов создания Клуба операторов Москвы. Как и когда это произошло?

- Группа единомышленников появилась еще в 2003 году, когда я работал в компании "Наука-связь". Тогда мы создали независимую ассоциацию операторов связи, но она предполагала уплату членских взносов и много формальной работы, что отпугивало потенциальных участников. В конце концов, мы предложили вместо ассоциации клубную модель, и все встало на свои места. Мы назвали нашу организацию "Клуб-Ком" (Клуб операторов Москвы) и пригласили к участию всех, кто серьезно занимается связью, руководителей и владельцев небольших и средних операторов в Москве и Московской области. Никакого формального членства и членских взносов нет. Есть координационный совет клуба из семи человек. Если есть потребность решить ту или иную проблему, мы создаем инициативную группу. Например, уже несколько лет мы успешно проводим весенние и осенние конференции по обмену опытом.

Среди актуальных проблем, которые обсуждаются в клубе, особенно много внимания уделяется вопросу о "воздушках". Есть угроза, что будет борьба с подвесными кабелями между домами, а это составляет большую часть инфраструктуры бизнеса для многих московских операторов домашних сетей, которые десятилетиями их строили. Если этот вопрос не урегулировать, то они просто потеряют свой бизнес. Мы решили создать рабочую группу, которая вынесет предложения по решению этого вопроса.

- У "Авиатела" есть подвесные линии связи?

- Нет, наши кабели находятся под землей.

- Много ли в клубе участников, у которых основной бизнес построен на подвесных линиях связи?

- В клубе много операторов, которые занимаются предоставлением услуг домашним клиентам. Они исторически строили воздушные линии от дома к дому, от крыши к крыше. Это их инфраструктура, они ее будут защищать.

- Какое, по вашему мнению, будущее ждет рынок альтернативных операторов?

- Одно время в Москве было очень много операторов, и они активно создавались. Три человека могли договориться и начать предоставлять Интернет в доме, получить лицензии, затем предоставить услуги в соседние дома, и так формировались новые операторы. Несколько лет назад эти небольшие компании начали активно продаваться более крупным. Но сегодня уже видно, что всегда будут возникать новые операторы, так как всегда будут существовать особые сегменты рынка. В "Клуб-Коме" много небольших операторов, которые уже несколько раз получали предложения продать свой бизнес, но отказались.

- Планируете ли вы приобретение небольших компаний?

- Да, мы ведем переговоры с несколькими небольшими московскими операторами. Это один из способов расширения бизнеса. Нам интересна не столько инфраструктура конкретного оператора, сколько его клиентская база. Это тренд: последние сделки на московском рынке свидетельствуют о том, что компаниям интересна именно клиентская база, а не выстроенная инфраструктура.